Мусорная реформа в Новосибирске пробуксовывает
Власти региона утвердили условия новых мусорных концессий. В Новосибирской области проведут два конкурса для потенциальных инвесторов, которые должны будут открыть мусороперерабатывающие комплексы в Верх-Туле и Раздольном. Построить эти площадки нужно будет в течение трёх лет после заключения соглашения. Означает ли это, что в регионе всё-таки создадут современную систему захоронения и переработки отходов, и чего ждать от регоператора в состоянии банкротства? О перспективах мусорной реформы «Новосибирские новости» поговорили с заместителем председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заксобрания Новосибирской области Вадимом Агеенко.
— Губернатор подписал постановление о проведении конкурсов, грядут новые мусорные концессии. Как вы считаете, можно ли это назвать каким-то принципиальным этапом во всей этой истории?
— Это, конечно, существенно повлияет на показатели Новосибирской области, потому что сегодня на сортировку попадает всего 2-3% из всего мусора, который есть в области. Всё остальное захоранивается. Мягко говоря, в Новосибирской области реформа пробуксовывает либо стоит на месте. Из 885 свалок в 2021 году были ликвидированы всего пять — и то по представлению прокурора Новосибирской области.
— А у нас в Новосибирске или области есть достойные компании, которые могут потянуть эту ношу — строительство мусоросортировочных комплексов и вообще мусорную концессию?
— Помните старую концессию 2016 года — там было 800 000 тонн (400 000 и 400 000) и на полигонах было 300 000 и 300 000. Наше МУП «САХ» обрабатывает в год на двух полигонах 510 000 тонн. Сегодня при сокращённых объёмах уже не 800 000 — сегодня эти два объёма, Верх-Тула и Раздольное, будут 620 000 тонн. Сравните 510 000 и 620 000 — это сопоставимо.
— То есть компании есть?
— Да, мы видим, что в Новосибирской области такие компании есть.
— Если бы у вас были полномочия повлиять на мусорную реформу — что бы вы изменили?
— Поступать проще и разумнее — то есть сделать не два кластера, а четыре-пять. Они небольшие, их проще поставить.
— На днях в регоператоре «Экологии-Новосибирск» началось внешнее управление. Можно ли в связи с этим надеяться на то, что организация оздоровится и сможет расплатиться по долгам с теми же перевозчиками?
— Надо сразу уточнить термины. Оздоровление — для кого? Для себя она оздоровится, она просто по закону получает право не выплачивать долги. Кто-то разорится — и просто пропадёт, и будет некому отдавать долги. Некоторые из них уже сделали так — ушли перевозчики из нашей области.
Мы предлагали давным-давно: давайте расторгнем соглашение и выберем нового регоператора. Если бы министерство ЖКХ, которое подписало с ним соглашение, чётко контролировало и хотело бы убрать — да убрали бы их давным-давно. Как это сделали в Якутии, другие соседи — за день убирали.
— Мне кажется, у тех, кто слушает наше интервью, возникает вопрос «А зачем мне платить за вывоз мусора, если такой бардак?».
— Можно, конечно, не платить, но вас в любом случае потом заставят заплатить через арбитражный суд.
У вас неделю не вывозят — составьте акт, фотографии приложите: с такого-то по такое число не вывозят. Не надо направлять акт в мэрию — мэрия тут ничего не решает. Не надо его направлять в управляющую компанию — она здесь ни при чём. Направить нужно регоператору, в министерство ЖКХ — потому что оно контролирует регоператора и у него есть полномочия за нарушения лишить статуса.
Полную версию интервью смотрите в видео